Пресса, которая писала об актере.
23.02.1993 Татарстан яшьлэре – Актер должен быть клоуном. 25.05.1995 Экран и сцена – В Чеховской школе.
03.11.1995 Шахри Казан – Душечка
01.12.1995 Конец недели – Он ворвался, чтобы остаться.
15.12.1995 Мадани Жомга – Кто сказал?
20.12.1996 Мадани Жомга – Сага древних Булгар.
17.02.1997 Мадани Жомга – Первые шаги просто – супер!
15.08 1997 Шахри Казан – Полоса белая и черная
04.02.1998 Республика ТАТАРСТАН – Привидения на малой.
25.07.1998 Магрифат – Любовь на всю жизнь!
09.10.1998 Шахри Казан - Моя работа, моя судьба.
13.11.1998 Мадани Жомга – Зеркало общества
01.02.2000 Юлдаш – Знакомые имена, искать и найти…
07.04.2000 Заман – Актер совершивший паломничество!
01.04.2001 Ялкын – Казан егете
26.05.2001 Атна УФА – Моя звезда.
15.03.2002 Заман – Играй!
21.03.2002 Volga area STAR – Teatra incognita.
13.04.2002 Арский вестник – Рождение звезды.
29.08.2002 Ватаным Татарстан – В поляне Сайдаша.
19.07.2003 Ватаным Татарстан –Счастлив ли ты?
26.03.2004 Медэни Жомга – Верить и жить.
01.04.2004 Tatar ile – Feniske imit zurdan!
01.05.2004 Идел – Семь лет, семь дней.
20.09.2004 Юлдаш Дулкын – Читаем, друг друга мысли.
01.03.2005 Татарстан Яшьлэре – В новый век пришла весна.
01.08.2005 Tatar ile – Gide gene ken jtken siman.
20.10.2005 Атна – Театр, Татар Жыры, Татарин…
16.12.2005 Шахри Казан – Нам 10 лет!
01.02.2007 Ин шэп гэжит – Фанис Зиганша.
01.07.2007 Лидер Поволжья – Театр о театре.
12.03.2008 Ватаным Татарстан – Мечта татарина.
Театра incognita
Среди
актеров и режиссеров процветает язычество разного рода: кто-
поклоняется своему эго, кто - Золотому Тельцу, кто – Искусству,
некоторые обожествляют нацию и язык. Но вот появляется на «татарском
полуострове» исполин, чья голова дотягивается до облаков, а глаза
наконец-то обнаруживают сияющий недвижный двигатель. После сделанного
открытия этот актер уже видит своей задачей на сцене не вживание в
образ, не точный психологический рисунок роли, не пластичность с
музыкальностью, а нечто иное. Служить мостом, связью с обнаруженным
Солнцем, хотя бы на миг раздвинуть руками нависшую пелену, чтобы и
другие могли напитаться энергией очистительных лучей. Таким великаном
мне кажется молодой актер театра Галиасгара Камала Фаниc Зиганша. И не
только потому что он высок ростом и богатырски сложен. Исходящая от
Фаниса мощь и чистота энергетики выделяют его не только на сцене, но и
в жизни. Я не одинока в своих выводах. Актриса Елена Цыплакова пару лет
назад, увидев Зиганшу на Мосфильме, подошла к нему и уверенно заявила:
«Вы - мусульманин и совершали хадж». Эта женщина, пережившая серьезную
онкологическую операцию, описала Фанису особенности его ауры и
закончила беседу напутствием: «Никогда не обманывайте со сцены
зрителей». Я же, не имеющая на этот счет никаких сомнений, в разговоре
с актером мусульманином выражаю опасение:
- Не бросите ли вы сцену по религиозным соображениям?
-
Этот вопрос задают мне все журналисты. Но дело-то в том, что именно на
сцене Г.Камала я вник в ислам. Дания Нурлы, Ильдус Ахметжан, Нажиба
Ихсанова убедили меня в том, что помимо режиссерской воли и психологи
ческого узора роли нас ведет на сцене еще что-то иное. Что нельзя
втеснить в никакие рамки - всемогущее и вездесущее. Не случайно
театральные подмостки на один метр возвышаются над уровнем пола, чтобы
из показываемых на них событий извлекать уроки. Волею Всевышнего моею
судьбою стала работа на театральной трибуне.
- Расскажите, в
первую очередь, городской вы или деревенский. Я знаю, что татарским
актерам городского происхождения негласно отказывается в полноте
проявления национального характера.
- А вы как думаете?
- Думаю, вы деревенский.
- Правильно.
Я из Арско-Атнинского района. Родился в учительской семье, но
воспитывала меня бабушка. Подал документы на факультет географии
Казанского педагогического университета, где в раздумьях проучился один
год. А потом все же стал готовиться к поступлению в Академию искусств
на отделение, воспитывающее профессиональных актеров и режиссеров.Моими
учителями были Марсель Салимжанов, Фарид Бикчентаев и Флера Хамитова,
ставшая впоследствии моим надежным товарищем. Первой своей
профессионально выполненной работой считаю роль Ангыса в спектакле
«Едигей» (к тому времени я еще только начал учиться на 3-м курсе).
Затем последовали главная роль Сакмарского в комедии «Артист» Г.
Кариева, Рокко в пьесе Э. Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник»,
Интизара в криминальной мелодраме Ркаила Зайдуллы «Потерянный соловей»
и, наконец, ишана в «Голубой шали» Тинчурина. (Тут я прервала
мирноечение нашей беседы воплем ужаса.)
-Как?! Вы и роль, высмеивающая ислам! Это невозможно!
-
(Невозмутимо.) Да, играю ишана, и с большим удовольствием. Особо бы я
посоветовал смотреть «Голубую шаль» шакирдам обучающимся в медресе,
чтобы опасались пути, показываем мной. Мы поспешно и поверхстно
анализируем прошлое на нации. Некоторые говорят, что бытия,
изображенные Тинчуриным в «Голубой шали», - всего лишь выдумка. Но ведь
не на пустом же месте в 1911 г. Тукай писал о тех же самых проблемах:
Вот люди, что толпятся за жирным пирогом, к наживе лишь стремятся, жить
не хотят трудом. И сердце их погасло, и жиром мозг покрыт, не
прогнанныи молитвой на каждом черт сидит. Если бы к началу XX в. в
нашем государстве ислам не испортился, сохранился чистым, люди основали
бы свои действия на Коране и хадисах, разве вошло бы в привычку
смеяться над читающими намаз и держащими уразу? Все сокровища
национальной культуры, написанные арабским шрифтом, разве летели бы в
огонь? В исламе нет посредников между верующим и Всевышним. Есть всего
лишь помощники, наиболее грамотные и сведущие в вопросах толкования
текста Корана. Но всегда находятся глуповатые люди, не желающие
осознанно и сомостоятельно общаться с Аллахом. Они - питательная почва
для таких, как ишан Карима Тинчурина. Поэтому о явлении ишанизма,
манипуляции человеческим сознанием с помощыо псевдорелигиозной
риторики, нужно говорить в полный голос, он до сих пор кое-где
зарождается и существует.
- В пьесе датского драматурга вы -
европейский художник, во «Врачевателе поневоле» - турецкий киллер, в
драме о событиях 60-х гг. - стиляга того времени, про ишана и Гурмана
говорить не приходится. Как татарину, сформированному национальнои
культурой по преимуществу, подобное вхождение удается, для меня
загадка. Может быть, оттого, что для меня не существует ничтожных
ролей. Люди есть, а ролей нету. Читал я на радио и на творческом
вечере, посвященном 90-летию Еники, произведение Амирхана Еники «Кто
пел». Писатель позвонил мне, чистосердечно поблагодарил: «Я плакал,
слушая тебя». Я тогда предложил нашему аксакалу сделать по его
произведениям небольшой телевизионный спектакль. Он дал мне свое
благословение. Я передал наш разговор телережиссеру Ахтяму Зарипову. В
итоге на телевизионные экраны вышел телеспектакль «Пламя и память».
Интервью взято, а тайна этого актера так и не раскрыта. Может быть, она
в той самои простоте, к которой призывал Кришнамутри? К культурному
самоограничению и простоте личности подводит людей также и ислам
(избыточное и лишнее само собой отсекается пятью намазами и тахаратами
в день). Детскость - краска, на которой Фанис Зиганша часто замешивает
свои роли. А последняя его работа - Негр Талгат из «Баскетоолиста» М.
Гилязова – целиком из наивной детскости соткана. Негр-татарин - дерзкий
призыв к диаспорному национализму, обживанию земного шара вплоть до его
самых отдаленных уголков. Для меня этот диковинный образ еще и знак
того, что «татаротеатральный полуостров» настолько значителен, что
необжитых пространств на нем предостаточно. Мусульманское
художественное направление, к примеру, которое потребует особои
разработки нервной системы актеров, экспериментальной студии и особых
жанров. Фанис Зиганша мог бы стать лидером этого направления, его
абсолютным выражением.
Галина ЗАЙНУЛЛИНА.« Звезда Поволжья»
Репертуар Фаниса Зиганшина
1994 Тригорин - «Чайка» А.Чехов
1995 Ангысын – «Идегей» Ю. Сафиуллин
1995 Слепой падишах - «Слепой падишах» Н.Хикмет
1995 Рим – «Свет моих очей» Т.Миннуллин
1997 Сакмарский – «Артист» Г.Кариев
1997 Шуфтерле - «Разбойники» Ф. Шиллер
1997 Кари - «Артист шоу» З.Хаким
1997 Освальд - «Привидения» Г. Ибсен
1998 Артур - «Родословная» Т. Миннуллин
1999 Рокко - «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. Филиппо
1999 Дию – «Шляпа Шумбая» Х. Залялов
1999 Хаким – «Суюмбике выбирает жениха» Ф. Яруллин
1999 Альфред – «Приехала мама» Ш. Хусаинов
1999 Янгура би – «Рыжий насмешник» Н. Исанбет
2000 Ишан – «Голубая шаль» К. Тинчурин
2000 Мустафа – «Лекарь по неволе » Т. Жужаноглы 2001 Алмаз – «Казанские парни» М. Гилязов
2001 Гурман – « Украденное счастье» И. Франко
2001 Интазар – «Заблудший соловей» Р.Зайдулла
2001 Туктаров – «Судьбы, которые мы выбираем» Т. Миннуллин
2002 Талгат – «Баскетболист» М. Гилязев
2002 Дед Мороз – «Акбай и Дед Мороз» Т. Миннулин
2003 Биктимер – «Легенда о девушке Арзы» М. Тарухан
2003 Кирам – «Прости меня мама» Р. Батулла
2004 Габдулла – «Рана» А. Гыйлязев
2005 Шаехзаман – «Смелые девушки» Т. Гыйззат 2007 Кирамов – «Гульжамал» Н. Исанбет